Информирует Линда Лиепиня, лидер фракции LPV:
Фракция LPV в Сейме к пленарному заседанию парламента 2 октября подала поправки к двум законам, предложила один проект постановления и задала депутатские вопросы. Выступая за здоровье населения, безопасность жизненной среды и защиту природных ландшафтов Латвии, LPV подготовила проект постановления Сейма «О минимальном защитном расстоянии между ветряными электростанциями и населенными пунктами», который предусматривает более чем двукратное увеличение дистанции между жилыми зданиями и ветряными турбинами. В то же время, защищая традиционные латвийские ценности от навязывания чуждых идеологий, LPV предлагает внести изменения в Закон о налоге на добавленную стоимость, установив, что пониженная ставка налога не применяется к печатным или электронным изданиям, если в их содержании присутствует информация на темы LGBTQ+.
В аннотации к проекту постановления, предусматривающему увеличение расстояния от жилых домов до ветряных турбин с 800 м как минимум до 2 км, отмечено:
«Государство обязано обеспечить такое правовое и экологическое регулирование, которое эффективно защищает здоровье населения, в том числе от потенциально вредного воздействия промышленных объектов, например, для проживающих рядом с ветряными электростанциями. В соответствии со статьёй 111 Конституции Латвийской Республики каждый имеет право на охрану здоровья. Из этих прав вытекает обязанность государства не только создать соответствующую систему здравоохранения, обеспечив доступность учреждений, услуг, медицинского оборудования и лекарств, но и заботиться обо всех других условиях, которые могут существенно повлиять на здоровье человека».
Проект постановления предусматривает, что при планировании размещения ветряных электростанций и ветропарков Кабинет министров обязан учитывать условие: для ветряных электростанций мощностью более 2 МВт расстояние от ближайшей планируемой турбины или границы ветропарка до жилых и общественных зданий должно составлять не менее 2 км.
Поправки LPV к закону «О статусе участника баррикад 1991 года» предусматривают освобождение лиц со статусом участника баррикад от пациентских взносов в медучреждениях, а также компенсацию расходов на лекарства для амбулаторного лечения. Кроме того, для этих лиц должны быть гарантированы льготы при назначении пенсии, предусматривающие возможность досрочного выхода на пенсию на два года раньше установленного возраста.
«С момента баррикад прошло 34 года, и большинство участников баррикад уже в почтенном возрасте. Латвийское здравоохранение дорогостоящее, а пенсионная система не обеспечивает достойной старости. Данный законопроект предусматривает минимальную государственную поддержку участникам баррикад 1991 года», — говорится в аннотации.
Также предлагаются поправки к закону «О компенсации за ограничения хозяйственной деятельности в охраняемых территориях», чтобы выплата компенсаций землевладельцам за ограничения сельскохозяйственной или лесохозяйственной деятельности производилась в форме ежегодного платежа и была соразмерна рыночной стоимости, которую собственник теряет из-за установленных ограничений.
Наконец, фракция LPV обратилась с депутатскими вопросами к премьер-министру Эвике Силине относительно подписанного 25 сентября между Германией и Латвией меморандума о взаимопонимании по строительству в Латвии завода по производству артиллерийских боеприпасов, который будет управляться Rheinmetall Waffe Munition GmbH (51%) и SIA Valsts aizsardzības korporācija (49%).
Вопреки восторженным заявлениям представителей латвийского правительства о новом производстве, на прошлой неделе эстонское СМИ ERR опубликовало материал, в котором министр обороны Эстонии Х. Певкур объяснил, почему в Эстонии «Rheinmetall» не будет строить аналогичный завод. Эстония отклонила подобное предложение, посчитав, что требуются слишком большие первоначальные инвестиции в уставный капитал предприятия. Кроме того, Эстония обязалась бы закупать боеприпасы у завода, а при 49% участия государство не являлось бы мажоритарным акционером совместного предприятия.
Фракция LPV хочет получить ответы на вопросы: не увидела ли Латвия подобных недостатков и не оценила ли их должным образом? Между тем в Эстонии сейчас проводится конкурс на строительство завода боеприпасов, в котором упомянутая немецкая компания вообще не участвует.