Информирует Линда Лиепиня, лидер фракции LPV:
Фракция «LATVIJA PIRMAJĀ VIETĀ» (LPV) в Сейме подала на пленарное заседание парламента 9 октября депутатский запрос министру сообщения Атису Швинка с требованием дать разъяснения по решениям Совета общественного транспорта, которые напрямую касаются дотируемой сети региональных автобусных маршрутов. Согласно этим решениям, в следующем году планируется сократить маршрутную сеть на 56,145 миллиона километров, что на 11,06 миллиона километров (или 16%) меньше, чем прогнозировалось на 2025 год.
Депутаты LPV также подали запросы министрам по вопросам закрытия начальных школ, обнародованной информации о 15 000 детей, не зарегистрированных ни в одном учебном заведении, а также об увеличении распространения наркотиков в Латвии и действиях государственных институтов в связи с этим.
Депутаты направили вопросы министру внутренних дел Рихарду Козловскису и министру здравоохранения Хосаму Абу Мери по поводу тревожных событий, свидетельствующих о росте наркопроблемы в стране. В публичном пространстве появилась информация, что среди молодежи растёт популярность синтетических наркотиков. Молодые люди переходят от «лёгких» веществ к более сильным синтетическим. Сообщается о случаях, когда люди попадали в больницы или даже умирали — предположительно из-за отравления синтетическими наркотиками. В больнице Кулдиги недавно умерла 21-летняя женщина, а также имеется информация, что в этом сезоне несколько молодых людей были доставлены в медицинские учреждения с симптомами передозировки.
В связи с этим депутаты спрашивают, проводится ли среди молодёжи целенаправленная профилактическая кампания, акцентирующая внимание на рисках, реальных случаях и предоставлении психоэмоциональной поддержки, а также осуществляется ли сотрудничество правоохранительных органов и системы здравоохранения для улучшения обмена информацией о распространении новых веществ и их воздействии.
Что касается значительного сокращения количества автобусных рейсов, депутаты LPV спрашивают министра сообщения, когда будет известен список маршрутов и рейсов, которые планируется сократить, и будет ли проведена кампания информирования жителей по каждому маршруту, где ожидаются изменения. Депутаты просят приложить перечень маршрутов и рейсов, сокращение которых запланировано на 2026 год, а также предоставить оценку влияния на жителей по самоуправлениям (учащиеся, студенты, пенсионеры, люди с инвалидностью, медики и др.). Министру сообщения Атсу Швинкам придётся ответить, не создаст ли сокращение рейсов ещё больших трудностей для жителей сельских районов и как министерство планирует долгосрочно решать проблему нехватки водителей автобусов в стране.
Кроме того, основываясь на публичной и полученной от родителей учеников информации о ситуации в Эдольской начальной школе и начальной школе имени Зигфрида Анны Мейеровица в Кабиле, где на учебный 2025/2026 год не открыли первый класс, депутаты LPV направили вопросы министру образования Даце Мелбарде и министру умного управления и регионального развития Раймонду Чудару.
Депутаты требуют предоставить детальные и публично объяснимые ответы, каким образом Управление образования Кулдигского края опрашивало родителей и убеждало их не регистрировать детей в этих школах. После этого депутаты Кулдигского края за несколько дней до 1 сентября 2025 года приняли решение не открывать первые классы в упомянутых школах. Среди прочего депутаты спрашивают, планирует ли Министерство образования и науки внести изменения в критерии, по которым самоуправления получают государственное софинансирование на зарплаты педагогов, ведь очевидно, что именно этот критерий заставляет самоуправления принимать решения, угрожающие доступности образования в регионах.
Министру образования и науки Даце Мелбарде депутаты LPV направили также вопросы, касающиеся публично озвученной информации о том, что 15 000 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет не зарегистрированы ни в одном латвийском учебном заведении. В статье портала lsm.lv отмечается, что данные Управления по делам гражданства и миграции сравниваются с записями в Государственной информационной системе образования, чтобы исключить тех, кто уже получил основное образование или числится в латвийских школах. Таким образом, образуется список из 15 000 детей, не зарегистрированных в образовательных учреждениях.
Из публичной информации можно сделать вывод, что министерство признаёт проблему, но до сих пор не проявило решимости действовать. Создаётся впечатление, что, несмотря на масштаб проблемы, министерство никак не реагирует.
Поэтому депутаты требуют объяснений, как Министерство образования и науки сотрудничает с самоуправлениями, чтобы каждый ребёнок был учтён и получил необходимую поддержку; как используется полученная информация для решения проблемы и возвращения «потерянных детей» в систему образования. Министру также предстоит ответить, считает ли министерство необходимым новое или уточнённое правовое регулирование, и каким оно должно быть, чтобы подобные проблемы решались на уровне правительства, а не только через публикации в СМИ и депутатские запросы.